QoE (Quality of Experience) – дословно «качество пользовательского опыта» или степень удовлетворенности пользователя. С недавних пор используется в телекоммуникационной терминологии и определяет степень удовлетворенности конечного пользователя услугами, предоставляемыми провайдером связи.
В отличие от качества обслуживания (QoS), определяющего операционные характеристики сети, такие как задержка, потеря пакета или своевременная пересылка по пути следования, QoE определяет end-to-end подключение, скорость работы сетевых приложений, работающих через это подключение и то, как элементы мультимедиа, такие как интернет видео или IPTV сети удовлетворяют ожиданиям и соответствуют требованиям конечного потребителя.
“Родственная” связь между QoS и QoE заключается только в производительности подключения абонента. В случае c QoS эта производительность четко направлена на предоставление пользователю конкретного сервиса (VoIP, IPTV), а в случае с QoE – на ощущения пользователем во время использования услуги подключения к интернет, через конкретного провайдера связи.
Измерения QoE
Провайдеры связи активно разворачивают multiplay сети для передачи голоса, видео и данных через конвергентную инфраструктуру. Производители сетевого оборудование постоянно разрабатывают и тестируют устройства, которые включают качество обслуживания (QoS) на этих сетях. Механизмы QoS позволяют устройствам применять политики к разным типам трафика, представленным на сети, с целью убедиться, что каждый из них обрабатывается наиболее подходящим способом. Голосовой трафик, например, обычно получает наивысший приоритет, потому что он наиболее чувствителен к задержкам. Трафик данных, такой как web или email не чувствителен к временным задержкам и потому не требует приоритетов в обслуживании.
Конечно, потребителей не интересует приоритезация трафика и дропы пакетов. Они хотят, что бы их телефонные разговоры были чистыми от посторонних шумов, а IPTV программы гладкими и свободными от визуальных искажений. С этой точки зрения чувство удовлетворенности пользователя (QoE) действительно имеет значение. Переменчивые клиенты в этой высоко конкурентной среде без угрызений совести покинут провайдера, который не оправдает их ожиданий по качеству предоставления услуг. Следовательно, для того, чтобы быть успешным поставщиком услуг связи и производителем сетевого оборудования, необходимо тщательно проверять свои multiplay устройства чтобы убедиться в том, что они обеспечивают надлежащее QoE.